«

»

Июн 10

История таможенного дела

История таможенного дела

     Во все времена, у всех народов ценились люди, владевшие ремеслами, способные создавать товары необходимые человеку в жизни и быту. Слава о лучших мастерах, о качестве их товаров быстро разносилась по миру и этому в немалой степени способствовали купцы – или как их раньше называли – торговый люд.

     Развитие международных отношений в области экономики привело к тому, что стали востребованными специалисты таможенного дела. На сегодняшний день нет ни одного государства, которое бы существовало обособлено и могло развиваться, не имея связей с экономикой других стран. Внешнеэкономическая деятельность подразумевает импорт и экспорт товаров и услуг через границу. И весь этот процесс контролируют таможенные органы. Таможенное дело представляет собой всю систему отношений, связанных с международными связями. Главным органом в этой системе является таможня.
     Но как же зародилась таможенное дело? Как оно развивалось у нас и через что пришлось пройти? Какие проблемы это влекло за собой, или какую пользу приносило? И в конце концов, что мы имеем в итоге? О всех этих этапах далее…
     Период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела. Слово «таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. На Руси в период завоеваний Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина.
     После распада Киевской Руси на отдельные княжества последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. На Руси ряд платежей, которые было поручено взимать местным русским князьям, назывались «мыт». В старину таможню называли мытней (мытня), мытницей, а сборщиков налогов — мытарями. И на украинском языке таможня так и называется мытницей.
     Единая таможенная политика начала складываться только после образования централизованного Московского государства в XVI веке. Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. И в период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.
По инициативе выдающегося реформатора России Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, в 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. А.Л. Ордин-Нащокин считал торговлю залогом благосостояния самого государства, и вследствие своих предубеждений провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами.
     Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов. Во времена правления Екатерины II таможенные тарифы неоднократно пересматривались, однако вносимые изменения не имели системного и продуманного характера.
     На протяжении XIX века торгово-промышленная политика ведущих промышленных стран мира колебалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма. Россия в этом отношении не представляла исключения, причем на ее таможенно-протекционистской политике в первой четверти XIX века особенно сильно сказывалось влияние международных конфликтов, не раз переходивших в открытые военные столкновения.
     Как известно, после Октябрьской революции 1917 г., началось формирование нового государства и, следовательно, новой экономической системы. Не обошли преобразования и таможенное дело. До 1917 г. таможенная политика России формировалась с учетом международных соглашений в области торговых отношений и принятых таможенных обязательств. Первый таможенный кодекс Советского государства был принят в 1924 г. и за весь советский период пересматривался дважды — в 1964 и 1988 гг. С 1988 г. советские таможенные органы впервые стали рассматриваться как самостоятельное ведомство, созданное для осуществления специфической деятельности — регулирования общественных отношений, возникающих при перемещении предметов и ценностей через границу.
     Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов в России приходится на начало 1990-х гг. Причиной послужил распад Советского Союза, вследствие чего случилась смена экономической системы, переход от социализма к капитализму, начали более широко развиваться таможенные связи с западной Европой и США. Был подписан 25 октября 1991 г Указ Президента РФ о создании Государственного таможенного комитета (ГТК России), преобразованного в 2004 г. в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Такая система существует в России и на сегодняшний день.
     История российской таможни является основополагающей и для нашей таможенной системы.
     История Луганской таможни берёт своё начало с августа 1988 года. Тогда возник Ворошиловградский таможенный пост Мариупольской таможни при ГТК СССР. После распада СССР в 1992 году на её базе был создан первый полноценный таможенный орган на территории Луганщины – Луганская таможня, численностью 50 человек. Постепенно личный состав начал увеличиваться и на начало 1997 года его численность уже составляла 513 человек. Но в 1999 году состоялась реорганизация таможен области. Результатом этих мероприятий стало создание единого таможенного органа в области – Луганской таможни, которому подчинялись 6 внутренних и 11 пограничных подразделений, и в итоге общая численность личного состава была увеличена до 631 сотрудника.
С целью дальнейшего усовершенствования структуры таможенных органов в 2003 году Луганская таможня была выведена из подчинения Донбасской региональной таможни, а в 2007 году – подчинена Восточной региональной таможне.
     В сентябре 2010 года с целью приведения таможенных органов к единому территориальному устройству, произошло слияние Луганской и Старобельской таможен, вследствие чего была создана одна областная таможня – Луганская.
     И так было до 2014 года. А дальше, в силу сложившихся обстоятельств образовалась Луганская Народная Республика, а за ней появилась и реорганизованная таможня. 25 ноября 2014 Указом Главы Луганской Народной Республики был создан Государственный таможенный комитет Луганской Народной Республики, который начал свою деятельность 14 января 2015 года.
На сегодняшний день в структуру Комитета входят: 11 самостоятельных отделов; Управление администрирования таможенных платежей, таможенной стоимости и классификации товара, Департамент борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; 4 внутренних таможенных поста, из которых открыто три («Луганск», «Антрацит», «Свердловск»), 4 приграничных пункта пропуска – «Изварино», «Должанский», «Червонопартизанск», «Красная Могила».
     И мы знаем, что цели Государственного таможенного комитета Луганской Народной Республики заключаются в защите государственной и экономической безопасности Республики, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Луганской Народной Республики наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д., а также пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики.

Петр Ивашков

***