Гапотченко Николай Иванович

Годы жизни: 1920 — 1944

Место рождения: Ворошиловградская обл., Новопсковский р-н, с. Новопсков

Звание: лейтенант.

В РККА с 1940 года

Место призыва: Ворошиловградский ГВК, Украинская ССР, Ворошиловградская обл., г. Ворошиловград

Место службы: старший летчик 63 бомбардировочного авиационного полка 132 бомбардировочной авиационной дивизии 4 Воздушной армии Северо-Кавказского фронта

Участие в боевых действиях: с 31.12.1942 по 23.04.1944

Самолет (бомбардировщик): Дуглас А-20В «Бостон — 3» (производство США, поставки в СССР по ленд-лизу). Эти самолеты, принимали участие в воздушном сражении на Кубани в 1943 году, когда советской авиацией было завоевано господство в воздухе в Великой Отечественной войне.

Весной 1943 года 63 БАП базировался на аэродроме в Адлере. Наносил удары по кораблям и самолётам и переправам в Керченском проливе, производил бомбардировку аэродрома Владиславовка. Осенью 1943 года в ходе Новороссийско-Таманской операции бомбит укрепления так называемой «Голубой линии», затем отступающие по Таманскому полуострову немецкие войска

С 10 апреля 1944 года участвует в штурме Керчи, подавляет вражескую артиллерию в Булганаке, Грязевой Пучине, Горе Куликовой, Катерлезе, затем наносит удары по эшелонам на станции Багерово и на перегоне Багерово — Тышляр.

Награды:
Орден Красной Звезды (05.04.1943)
Орден Отечественной войны II степени (25.10.1943)

В 1944 году при освобождении Крыма в селе Светлое находился 63 бомбардировочный авиационный полк. Отсюда днем и ночью летчики 4 Воздушной армии помогали освобождать города Севастополь, Керчь, Феодосию, Евпаторию. В ночь на 23.04.1944 года экипаж самолета «Бостон», выполнив боевое задание в районе Севастопольской Корабельной бухты, попал  под  обстрел  вражеской зенитной артиллерии. Смертельно раненный командир корабля до последнего пытался спасти самолет. На подбитой машине он дотянул до аэродрома, но посадить самолет не успел.

Трагическую историю помнят многие старожилы села. Самолёт очень низко летел над селом. Он двигался как-то неуклюже, как будто за рулём сидел совсем молодой пилот. Покачивая крыльями, он кружил над аэродромом, не решаясь сесть. А потом вдруг резко стал падать. К рухнувшему самолёту торопилась наземная служба .

Штурман Кириллов Алексей Гаврилович и воздушный стрелок Федоренко Дмитрий Сергеевич были мертвы. Командир Гапотченко Николай Иванович подавал ещё признаки жизни. Лицо было страшно изуродовано и окровавлено. Женщины принесли парного молока, пытались напоить его, но ничего не получалось. Через несколько минут, так и не придя в сознание, он скончался.

Жители села назвали именами Кириллова А.Г. и Гапотченко Н.И улицы. О жизни этих героев рассказывают страницы школьного музея.

В 1938 году Гапотченко Н. И. закончил 7 классов и поехал учиться в областной центр Луганск, в школу ФЗО на токаря. Отец умер, приходилось самим пробивать дорогу в жизнь. Трудное было время: ни одежды, ни обуви, ни продуктов вдоволь. После школы ФЗО Коля работал токарем на заводе им. Пархоменко, а после работы посещал школу авиаторов. Быть лётчиком — давняя его мечта. Когда ещё учился в 7 классе, мастерил самолёты, планеры, принимал участие в разных конкурсах. Однажды смастерил большой двукрылый самолёт, мог свободно поместиться в  кабине.  

Николай был скромный, дружил со многими ребятами, часто советовался с учителями, мечтал о новой жизни. Всё перечеркнула война. Наступил грозный 1941-ый год. Гапотченко уже курсант авиашколы, а потом — на фронт.  Очень скучал по дому, часто присылал письма, фото.

В 1952 году, по решению исполкома сельского совета и Совета ветеранов, проводилось перезахоронение воинских могил. Так в центре села появилась большая братская могила, в которой покоятся останки погибшего экипажа «Бостон» и моряков, погибших во время боя в селе Светлое осенью 1941 года. А обелиск на братской могиле установлен к 20-летию Победы, в 1965 году.

 Не успев полюбить, не выполнив основной задачи на земле: построить дом, посадить дерево, дать жизнь и воспитать своих детей — они ушли в бессмертие, защитив собой нас, живущих на Земле.